Откуда берутся музейные экспонаты? Иногда родственники или душеприказчики передают в музей вещи почивших великих, для вечного бережного хранения. Иногда случайные люди, избранные для этого судьбой, приносят в музей попавшие им в руки раритеты. Мы довольно дерзко объединили в октябрьском номере две смежных темы — тему научной археологии и специфическую тему некрополей, ампроще говоря, кладбищ, где, оказывается, тоже можно немало найти и узнать. Нам показалось, что и там, имтам речь идёт о молчаливых свидетельствах прошлого, о тайнах, скрытых в толще земли. Более того, оказалось, что вода так же, как земля, умеет хранить тайны — и открывать их терпеливым людям, знающим, где искать (статью про подводную археологию см. на с.42 и 45).
Наши музеи — это не захламлённая камера хранения, а лаборатория исследования, возрождения, возвращения памяти. Попадая в научные коллекции, артефакты не просто обретают новую жизнь — они возвращаются в работу, в созидательную игру новых поколений людей. Мы стоим на плечах предков — и только поэтому самым везучим из нас удаётся заглянуть далеко вперёд, увидеть новые горизонты.
Археология — это не «копание в прошлом», а ресурс для прорыва в будущее. Не гигантским некрополем, а засеянным полем оказывается для нас культурное наследие, где для знающих всегда найдётся дело по уму и по душе.
Наши музеи — это не захламлённая камера хранения, а лаборатория исследования, возрождения, возвращения памяти. Попадая в научные коллекции, артефакты не просто обретают новую жизнь — они возвращаются в работу, в созидательную игру новых поколений людей. Мы стоим на плечах предков — и только поэтому самым везучим из нас удаётся заглянуть далеко вперёд, увидеть новые горизонты.
Археология — это не «копание в прошлом», а ресурс для прорыва в будущее. Не гигантским некрополем, а засеянным полем оказывается для нас культурное наследие, где для знающих всегда найдётся дело по уму и по душе.
На первой странице обложки: Сосуд с двумя ручками в виде фигурок архаров. Золото, выколотка, литьё, пайка. Филипповский могильник. IV в. до н.э. Фото Рашита Сарбаева. Уфимский федеральный исследовательский центр РАН. К интервью Илшата Бахшиева (с.26).
PDF https://disk.yandex.ru/d/p-xTP8jSXES_Pw
См. также:
Сабинина Д. Последний день. Помпеи // Мир Музея. 2024. №10. С.2–5.
«Музей имеет право на свою версию археологии». Беседа Ларисы Плетниковой с Владимиром Дукельским // Мир Музея. 2024. №10. С.8–10.
Феклисов Ф. Монастырский остров // Мир Музея. 2024. №10. С.11–12.
Гуреев М. Похороненный крик // Мир Музея. 2024. №10. С.16–19.
Археостан. Беседа Ксении Сергазиной с Илшатом Бахшиевым // Мир Музея. 2024. №10. С.26–28.
Вишневский В. Камни и доски // Мир Музея. 2024. №10. С.35–37.
Бюро находок. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2024. №10. С.38–41.
«Эпплет» и «Васа» — корабли–сёстры. Подготовила Ирина Дин (Хохолева) // Мир Музея. 2024. №10. С.45–47.
Кладбище как текст. Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Михаилом Талалаем // Мир Музея. 2024. №10. С.48–50.
Неповреждённый и неразгаданный. Подготовила Ирина Дин (Хохолева) // Мир Музея. 2024. №10. С.51.
Сергазина К. По следам тимуридов // Мир Музея. 2024. №10. С.54–55.
Сабинина Д. Последний день. Помпеи // Мир Музея. 2024. №10. С.2–5.
«Музей имеет право на свою версию археологии». Беседа Ларисы Плетниковой с Владимиром Дукельским // Мир Музея. 2024. №10. С.8–10.
Феклисов Ф. Монастырский остров // Мир Музея. 2024. №10. С.11–12.
Гуреев М. Похороненный крик // Мир Музея. 2024. №10. С.16–19.
Археостан. Беседа Ксении Сергазиной с Илшатом Бахшиевым // Мир Музея. 2024. №10. С.26–28.
Вишневский В. Камни и доски // Мир Музея. 2024. №10. С.35–37.
Бюро находок. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2024. №10. С.38–41.
«Эпплет» и «Васа» — корабли–сёстры. Подготовила Ирина Дин (Хохолева) // Мир Музея. 2024. №10. С.45–47.
Кладбище как текст. Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Михаилом Талалаем // Мир Музея. 2024. №10. С.48–50.
Неповреждённый и неразгаданный. Подготовила Ирина Дин (Хохолева) // Мир Музея. 2024. №10. С.51.
Сергазина К. По следам тимуридов // Мир Музея. 2024. №10. С.54–55.