Статьи

Зазеркалье Хеттон Лон

2024-07-18 16:28
В английском Челтнеме (Cheltenham) в графстве Глостершир есть дом, который не отмечен на туристических картах, однако он был местом интересных литературно‑исторических событий.
Челтнем стал известен как курорт после того, как в 1716#nbsp;году здесь были обнаружены минеральные источники. Сегодня город знают в основном по трём причинам: скачки#nbsp;[1], разведка#nbsp;[2] и#nbsp;архитектура.

Считается, что здесь полнее всего представлена архитектура эпохи Регентства в Англии. Более 2500#nbsp;городских зданий, представляющих особый интерес для нации, внесены в списки English Heritage#nbsp;— организации, отвечающей за сохранение памятников, — и охраняются го­су­дар­ством.

В получасе ходьбы от центра города, в тихом районе Чарлтон Кингс, на углу улиц Каднолл и Хеттон Гарденс находится Хеттон Лон (Hetton Lawn)#nbsp;— дом XIX#nbsp;века с большим (по#nbsp;английским меркам) садом с вековыми деревьями. Хотя этот дом и не входит в охранные списки, его история примечательна.

Друг семьи Лидделл
Ранее дом назывался «Болтон Хаус» (Bol­ton House), имя «Хеттон Лон» ему дал новый владелец, священник Англиканской церкви Генри Лид­делл (1787#nbsp;–#nbsp;1872), который приобрёл его в 1862#nbsp;году. Его сын, тоже Генри Лидделл (1811#nbsp;–#nbsp;1898), настоятель кафедрального собора Христа в#nbsp;Оксфорде, был близким другом преподобного Чарльза Лют­виджа Доджсона (1832#nbsp;–#nbsp;1898), более из­вест­ного как писатель Льюис Кэрролл.

В апреле 1863#nbsp;года жена Генри Лидделла Младшего ждала ребёнка, поэтому три дочери супругов#nbsp;— Алиса, Лорина и Эдит#nbsp;— в со­про­вож­де­нии гувернантки мисс Прикетт отправились погостить к бабушке и дедушке в Чарлтон Кингс. А 4#nbsp;апреля, в Великую Субботу в#nbsp;Челтнем приехал Чарльз Доджсон и остался погостить на четыре дня. Он остановился в#nbsp;гостинице «Бель#nbsp;Вю» (сегодня это многоквартирный дом «Ирвинг Корт»), но большую часть времени провёл с#nbsp;сестрами Лидделл. В его дневнике есть запись от 6#nbsp;апреля 1863#nbsp;года: «Целый день шёл дождь. Большую часть времени провёл в „Хеттон Лон“ в классной комнате с детьми, показывая им фото­графии».

Доджсон впервые встретил сестёр в 1856#nbsp;году, когда фотографировал кафедральный собор Христа и церковный сад. Он часто навещал девочек в резиденции их отца, настоятеля собора, и брал с собой на экскурсии по Оксфорду. Во время прогулок писатель развлекал их фантастическими историями, основанными на впечатлениях от увиденных мест и встретившихся людей. Одна из таких историй#nbsp;— о девочке, которая проваливается в кроличью нору и открывает для себя волшебный мир,#nbsp;— была придумана в#nbsp;1862#nbsp;году во время лодочной прогулки по Темзе. По настоянию десятилетней Алисы (1852#nbsp;–#nbsp;1934) Доджсон позже записал эту историю и в 1864#nbsp;году подарил девочке первую рукопись с собственными иллюстрациями под названием «Приключения Алисы под землёй». Годом позже он опубликовал книгу, которая называлась «Приключения Алисы в Стране чудес».

«Хеттон Лон»
Но вернёмся в «Хеттон Лон»#nbsp;— ведь этот дом и его обитатели вдохновили писателя продолжить серию рассказов о приключениях маленькой девочки. Позднее, в 1871#nbsp;году, эти рассказы превратились в книгу «Алиса в Зазеркалье». Одной из вещей, составлявшей убранство «Хеттон Лона», которая подала писателю идею нового сочинения, было огромное (1,5#nbsp;×#nbsp;1,8#nbsp;метра), богато украшенное зеркало, висевшее над камином в гостиной. В зеркале с изысканным обрамлением из веток и прутьев, с фигурками птиц, животных и детей можно было увидеть отражение сада.

У#nbsp;находившихся в гостиной создавалось впечатление, будто сквозь стекло можно шагнуть в сад. Зеркало до сих пор находится в доме, но новые владельцы#nbsp;[3] перевесили его на второй этаж, вероятно, лишив оригинальной иллюзии.

Известно, что в пасхальный понедельник Доджсон и сёстры Лидделл посетили шоу магии и фокусов «Заколдованный дворец иллюзий герра Доблера» в Челтнеме. Вероятно, это представление ещё больше подогрело интерес писателя к миру иллюзий.

Доджсон всегда отрицал, что прототипом главного персонажа его историй был какой‑то конкретный ребенок, но использование имени «Алиса» и акростиха (см.#nbsp;заметку ниже) в#nbsp;конце книги, убеждают, что Алиса Лидделл стала одной из главных вдохновительниц писателя. Кроме того, считается, что мисс Мэри Прикетт, гувернантка Лидделлов, была прототипом Красной королевы, а поля «страны зазеркалья» были (и#nbsp;до сих пор остаются) реальным сельским пейзажем Глостершира. В первый день пребывания в Челтнеме Доджсон взял трёх сестёр на прогулку на холм Лекхэмптон. Оттуда, сверху, долина реки Северн походила на гигантскую шахматную доску, что точно отметил писатель словами своего персонажа: «По‑моему, Зазеркалье страшно похоже на шахматную доску, — сказала наконец Алиса».

Настоящая Алиса
В то время как Доджсон (Кэрролл) получил известность после публикации своих книг, «настоящая» Алиса осталась незамеченной пуб­ликой. Она училась в колледже Крайст‑чёрч у ведущего английского художественного критика XIX#nbsp;века Джона Рёскина, который поддерживал и поощрял её талант к#nbsp;рисованию. В декабре 1871#nbsp;года, в возрасте 19#nbsp;лет, она отправилась вместе с#nbsp;сёстрами Эдит и Лориной в большое турне по Европе, усердно записывая и зарисовывая в#nbsp;путевой дневник достопримечательности по пути.

Если верить слухам, в реальную Алису был влюблён принц Леопольд, младший сын королевы Виктории. Однако в итоге в 1880#nbsp;году она вышла замуж за профессионального игрока в крикет Реджинальда Харгривза, ученика Чарльза Доджсона в колледже Крайст‑чёрч. Харгривзы поселились в#nbsp;ныне разрушенном особняке Каффнеллс в Линдхерсте (графство Хэмпшир), у них родились трое сы­новей.

Алиса жила в полной безвестности до 1928#nbsp;года, когда финансовые трудности вынудили её продать оригинальную рукопись, подаренную Доджсоном, американскому коллекционеру. К тому времени Алиса овдовела, двое её сыновей погибли на Первой мировой войне, и ей нужно было выплачивать налог на наследство.

Продажа культовой рукописи, вызвавшая всенародное возмущение в Великобритании, #nbsp;атакже поездка в#nbsp;1932#nbsp;го­ду в Соединённые Штаты на празднование столетия Льюиса Кэрролла в#nbsp;Колумбийском университете, привели к резкому росту известности Алисы. Она получила почётную степень Колумбийского университета за заслуги перед литературой, выступила с речью, которая транслировалась по всему миру, и стала консультантом на съёмках новой экранизации уже всемирно известной сказки, выпущенной компанией Paramount в#nbsp;1933#nbsp;году. Алиса Хар­гривз умерла 16#nbsp;ноября 1934#nbsp;года. Её прах захоронен на кладбище церкви Святого Михаила и Всех Ангелов в Линдхерсте, где установлена мемориальная доска.

В 1948#nbsp;году рукопись вновь была выставлена на аукцион. Её купили несколько американских бизнесменов и подарили Британскому музею в знак благодарности Великобритании за участие вместе с#nbsp;США в боевых действиях во время Второй мировой ­войны.
Великобритания#nbsp;. Челтнем.

Акростих Льюиса Кэролла

Стихотворение в конце книги написано в форме акростиха: из первых букв каждой строки складывается имя#nbsp;— Алиса Плэзнс Лидделл (Alice Pleasance Liddell).

Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.
Сёстры слушают рассказ,
А река уносит нас.
Плеск волны, сиянье глаз.
Летний день, увы, далёк.
Эхо смолкло. Свет поблёк.
Зимний ветер так жесток.
Но из глубины времён
Светлый возникает сон,
Лёгкий выплывает чёлн.
И опять я сердцем с ней#nbsp;—
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.
Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам.
Люди, как не верить снам?
Перевод Н.#nbsp;Демуровой

На фото: Приключения Алисы под землёй». Страницы оригинальной рукописи книги Льюиса Кэрролла с#nbsp;иллюстрациями автора. 1864. Бумага, чернила. Хранится и#nbsp;оцифровывается в Британской библиотеке.

На обложке: Алиса Плэзнс Лидделл в#nbsp;роли «Нищей служанки». 1858#nbsp;г. Фото Льюиса Кэрролла. Образ Алисы, скорее всего, был вдохновлён поэмой Альфреда Теннисона, любимого поэта Кэрролла, «Нищая служанка» (1842).
Алиса Лидделл позирует в#nbsp;роли Помоны, римской богини садов и#nbsp;фруктовых деревьев. Сентябрь 1872#nbsp;г.

Примечания:
[1] Челтнемский фестиваль скачек#nbsp;— самые престижные конные скачки в#nbsp;Великобритании. Основанные в#nbsp;1902#nbsp;году, они проходят ежегодно в#nbsp;течение четырёх дней в середине марта. Любая победа в этих скачках#nbsp;— это золотая строчка в резюме, а победители отправляются прямиком в учебники истории.

[2] После Первой мировой войны в Челтнеме разместился секретный центр наблюдения#nbsp;— Государственная школа кодов и шифров (Government Code and Cypher School, GC#nbsp;&#nbsp;CS). Сейчас он широко известен и переименован в#nbsp;Государственный штаб коммуникаций (Government Communications Headquartersб GCHQ). Из‑за формы здания в#nbsp;народе этот разведцентр называют «пончиком».

[3] Лидделлы продали «Хеттон лон» в#nbsp;1904#nbsp;году, после чего дом был выставлен на продажу только в#nbsp;1981#nbsp;году. Последний раз он был продан за миллион фунтов стерлингов в#nbsp;2014#nbsp;году. Причём зеркало, поразившее воображение Льюиса Кэрролла, всегда оставалось в#nbsp;доме.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). Зазеркалье Хеттон Лон#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №4. С.#nbsp;52#nbsp;–#nbsp;54.
См. также: Ирина Дин (Хохолева). «Это то самое место, где когда‑нибудь у#nbsp;нас будет дом»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №5. С.#nbsp;52#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;80#nbsp;–#nbsp;82.

Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №3. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №1. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Know Know how// Мир Музея. 2024. №2. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;48#nbsp;–#nbsp;51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;38.

Место силы Ньютона#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №9. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;13#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;50#nbsp;–#nbsp;53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;44#nbsp;–#nbsp;47.