Лучшие публикации

Барометр инноваций

2024-04-26 15:53
Музейный барометр инноваций#nbsp;— это исследование, регулярно проводимое венской консалтинговой компанией Museum Booster (www.museumbooster.com). Оно направлено на анализ состояния новых технологий и#nbsp;инноваций в#nbsp;музейном мире и#nbsp;прогнозирование будущих тенденций. В#nbsp;исследовании, где также рассматривалось влияние пандемии на цифровую трансформацию музеев, приняли участие музейные специалисты из 39#nbsp;стран. Полученные статистические данные дают представление о#nbsp;том, как используются цифровые технологии в#nbsp;музеях мира.
В опросе приняли участие 27#nbsp;музеев Европы, включая Россию, шесть из Америки (Аргентина, Канада, Чили, Коста‑Ри­ка, США и#nbsp;Уругвай), пять из Азии и#nbsp;Океании (Австралия, Япония, Новая Зеландия, Катар и#nbsp;Тайвань) и#nbsp;один из Африки#nbsp;(ЮАР).

Большинство составили художественные музеи#nbsp;— 35#nbsp;процентов, 27#nbsp;процентов#nbsp;— исторические, 20#nbsp;процентов#nbsp;— мульти­дисцип­ли­нар­ные, 4#nbsp;про­цен­та#nbsp;— музеи естественной истории, 9#nbsp;процентов#nbsp;— музеи науки и#nbsp;техники и#nbsp;другие#nbsp;(5#nbsp;процентов).

Более 48#nbsp;процентов музеев, участвующих в программе, принимают до 100#nbsp;тысяч посетителей в год; 43#nbsp;процента принимают от 100#nbsp;тысяч до миллиона посетителей; 9#nbsp;процентов являются крупными музеями с#nbsp;более чем миллионом посетителей в#nbsp;год.

68#nbsp;процентов музеев государственные, 28#nbsp;процентов#nbsp;— частные, а 4#nbsp;процента имеют другие виды правового статуса.

Закрытие музеев вследствие#nbsp;пандемии и влияние на цифро­визацию
Большинство респондентов заявили, что в#nbsp;связи с пандемией в#nbsp;течение 2020#nbsp;года музеи столкнулись с#nbsp;волнами закрытий и возобновлений работы.

С точки зрения цифровизации, пандемия ускорила производство и#nbsp;использование видео‑ и#nbsp;цифрового контента, а#nbsp;также способствовала рассмотрению и#nbsp;внедрению цифровых решений с#nbsp;целью управления и#nbsp;укрепления инфраструктуры. Прямые трансляции, онлайн‑туры и#nbsp;онлайн‑выставки, подкасты и#nbsp;акции в#nbsp;социальных сетях были наиболее используемых цифровых форматов для передачи контента и#nbsp;поддержания связи с#nbsp;аудиторией, находящейся дома. Самыми используемыми платформами стали Zoom и#nbsp;YouTube.

Волна повторных открытий также способствовала внедрению бесконтактных инструментов: это бесконтактный контроль доступа, цифровые путеводители, продажа билетов онлайн, контроль посещения, отслеживание заполняемости в#nbsp;режиме реального времени, температурный скрининг и#nbsp;контроль, технология тепловых карт посетителей и#nbsp;системы управления контентом.

Удалось ли разработать новые цифровые форматы и#nbsp;инструменты для получения доходов в#nbsp;2020#nbsp;году?
Среди музеев, ответивших на опрос, только 23#nbsp;процента смогли разработать и#nbsp;запустить новые цифровые форматы и#nbsp;инструменты для получения доходов.

Треть из них сделала это с помощью онлайн‑семинаров, уроков, презентаций и#nbsp;выставок. Среди других форматов были онлайн‑экскурсии, интернет‑магазины, прямые трансляции и#nbsp;видеотуры, виртуальные предложения (AR#nbsp;и#nbsp;VR), сайты и социальные сети, а#nbsp;также онлайн‑продажа билетов.

Причины использования новых технологий в 2020#nbsp;году
На этот вопрос почти все респонденты ответили#nbsp;— «привлечь больше посетителей онлайн» (90#nbsp;процентов). Следующими в#nbsp;тройке лидеров среди музеев, участвовавших в#nbsp;опросе, были мотивы: «повысить релевантность создания и#nbsp;медиации контента»#nbsp;(85#nbsp;процентов), «разно­обра­зить аудиторию музея»#nbsp;(83#nbsp;процента) и#nbsp;«привлечь больше посетителей на месте» (77#nbsp;процентов). Другими значимыми причинами для изучения и#nbsp;применения новых технологий являются «оптимизация административных и операционных процедур»#nbsp;(66#nbsp;процентов), а#nbsp;также «улучшение комфорта посетителя», что говорит о заботе музеев о#nbsp;впечатлениях, полученных посети­телями.

Использование новых#nbsp;технологий в сегодняшних выставках
На вопрос о типах уже используемых технологических средств 85#nbsp;процентов респондентов сообщили о регулярном использовании аудио‑ и видеоэлементов, а#nbsp;68#nbsp;процентов#nbsp;— визуальных информационных дисплеев и проекций. Менее распространены «умные» устройства#nbsp;(47#nbsp;процентов), онлайн‑выставки#nbsp;(42#nbsp;процента), интерактивные поверхности#nbsp;(36#nbsp;процентов), а также пространственное использование звука#nbsp;(36#nbsp;процентов). На данный момент наименее распространёнными в экспозиционных технологиях остаются элементы#nbsp;4D, голографические изображения, речевое взаимодействие, управление жестами и#nbsp;движениями, элементы#nbsp;3D, AR#nbsp;(дополненная реальность), VR#nbsp;(виртуальная реальность) и#nbsp;носимые устройства.

Планируемое использование новых технологий в#nbsp;будущих выставках
Что касается новых технологий, инструментов и#nbsp;цифровых форматов, которые планируется внедрить в экспозиции, то по‑прежнему преобладают аудио‑ и#nbsp;видео­эле­мен­ты#nbsp;(78#nbsp;процентов). Другими актуальными инструментами являются онлайн‑выставки#nbsp;(67#nbsp;процентов), визуальные информационные дис­плеи#nbsp;(59#nbsp;процентов) и#nbsp;проекции#nbsp;(52#nbsp;процента). Менее половины участников планирует использовать «умные» устройства#nbsp;(47#nbsp;процентов) и интерактивные поверхности#nbsp;(42#nbsp;процента).

Треть респондентов планирует использовать AR,#nbsp;VR, пространственное воспроизведение звуков и#nbsp;3D‑элементы. Наконец, наименее важные инструменты в#nbsp;планируемых экспозициях (менее четверти)#nbsp;— это элементы#nbsp;4D, речевое взаимодействие, голографические изображения, управление жестами и движениями, а также носимые устройства.

Если сравнить цифры, отражающие текущее использование и планы по внедрению, то технологии, которые столкнутся с ростом (более#nbsp;10#nbsp;процентов),#nbsp;— это 3D‑элементы, виртуальная реальность, дополненная реальность и особенно онлайн‑выставки. Однако в настоящее время и#nbsp;в#nbsp;ближайшие три года аудио‑ и#nbsp;видео­эле­мен­ты останутся наиболее часто используемыми инструментами. С другой стороны, такие технологии, как визуальные информационные дисплеи и#nbsp;проекции, будут переживать спад, поскольку во многих учреждениях они уже внедрены.

Медиаторы#nbsp;— текущее использование
При анализе ответов на вопрос о типах технологических инструментов, используемых в#nbsp;настоящее время в#nbsp;качестве медиатора, были выявлены два преобладающих инструмента:

49#nbsp;процентов#nbsp;учреждений используют веб‑приложения и#nbsp;/#nbsp;или мобильные приложения, а 33#nbsp;процентов#nbsp;—#nbsp;прямые трансляции. Треть респондентов использует подкасты, почти четверть#nbsp;— игры и портативные мультимедийные руководства. Наименее используемыми инструментами (10#nbsp;процентов#nbsp;или менее) были устройства, которые можно взять в аренду с предварительно загруженным контентом, собственные цифровые лаборатории, привлечение роботов и портативные аудио­гиды.

Коммуникации и обратная#nbsp;связь
Среди инструментов, уже использующихся для коммуникации и обратной связи, респонденты выделили социальные сети и информационные бюллетени как основные средства#nbsp;—#nbsp;95#nbsp;процентов и 83#nbsp;процентов соответственно.

Более половины также используют обратную связь и#nbsp;опросы (54#nbsp;процента). Наименее используемым инструментом являются чат‑боты, которыми пользуются только 3#nbsp;процента#nbsp;респондентов.

Что касается планируемого внедрения инструментов для коммуникации и обратной связи, то кардинальных изменений не предвидится. Социальные медиа#nbsp;(73#nbsp;процента) и#nbsp;информационные бюллетени#nbsp;(71#nbsp;процент), а также опросы удовлетворенности#nbsp;(63#nbsp;процента) являются основными инструментами, которые планируется использовать для этих целей.

Инструментом с наименьшим планируемым использованием останутся чат‑боты#nbsp;—#nbsp;14#nbsp;процентов.

Социальные сети
Отвечая на вопрос о том, какие каналы социальных сетей используют респонденты, 94#nbsp;процента#nbsp;назвали Facebook, 87#nbsp;процентов#nbsp;Instagram, 75#nbsp;процентов#nbsp;YouTube и 66#nbsp;процентов#nbsp;Twitter. Только одна пятая часть опрошенных музеев использует Linkedln. Остальные социальные медиа используют менее 10#nbsp;процентов#nbsp;респондентов.

Управление музейными коллекциями, архивами и библиотеками
67#nbsp;процентов#nbsp;респондентов ответили, что используют систему управления коллекциями. Только 26#nbsp;процентов#nbsp;используют цифровые инструменты для планирования выставок и/или кураторства.

Маркетинг
На вопрос о том, какие виды новых технологий и инструментов используются в#nbsp;маркетинговых целях, 64#nbsp;процента#nbsp;респондентов ответили, что в настоящее время используют аналитику для веб‑сайта, 62#nbsp;процента#nbsp;—#nbsp;аналитику для социальных сетей; это два наиболее используемых инструмента. Более трети участников опроса использует в качестве инструментов для маркетинга управление контентом социальных сетей#nbsp;(46#nbsp;процентов), а#nbsp;также системы управления контентом#nbsp;(37#nbsp;процентов) и онлайн‑опросы#nbsp;(36#nbsp;процентов). Менее трети#nbsp;— аналитику для веб#nbsp;/#nbsp;мобильных приложений, УИК (система управления информацией о клиентах) и менеджеры тегов для сайтов и социальных сетей. Наименее используемой технологией является менеджер тегов для веб#nbsp;/#nbsp;мобильного прило­жения.

Если сравнить текущие и планируемые показатели использования новых технологий в маркетинге, то можно увидеть общее снижение числа учреждений, планирующих нововведения в этой сфере. Наиболее значительное снижение наблюдается в таких новых инструментах, как аналитика для сайта и аналитика для социальных медиа (примерно на#nbsp;30#nbsp;процентов по сравнению с текущим состоянием). Для управления контентом социальных медиа, УИК, онлайн‑опросов, менеджера тегов для социальных медиа ожидается лишь незначительное снижение планируемого использования. С другой стороны, ожидаемые показатели использования УИК и менеджера тегов для веб и#nbsp;/#nbsp;или мобильных приложений будут несколько выше, чем сейчас.

Доступ к коллекциям и#nbsp;управление потоками посетителей
Наиболее используемыми инструментами по‑прежнему являются отслеживание посетителей в#nbsp;режиме реального времени, цифровая очередь и распределение времени, а#nbsp;также бесконтактный контроль доступа.
В последние месяцы особое внимание привлекли инструменты, используемые в целях соблюдения социальной дистанции и санитарных норм.

Общая тенденция: планируемое использование выше текущего для всех инструментов. Это свидетельствует о неуклонно растущей готовности музеев к совершенствованию. Инструментом с#nbsp;наибольшим ожидаемым ростом являются цифровые указатели#nbsp;(10#nbsp;процентов).

Анализ данных
На вопрос о том, какие данные о посетителях собирают музеи, 79#nbsp;процентов#nbsp;участников опроса отметили показатели посещаемости, а#nbsp;71#nbsp;процент#nbsp;упомянули отзывы, комментарии и#nbsp;запросы. 55#nbsp;процентов#nbsp;участников отслеживают продажи и#nbsp;бронирования. Довольно высоки также показатели мониторинга онлайн‑поведения и#nbsp;удовлетворенности (47#nbsp;и#nbsp;43#nbsp;процента соответственно). Однако о#nbsp;структуре и#nbsp;потоках посетителей собирают данные менее четверти опрошенных, а#nbsp;6#nbsp;процентов#nbsp;отметили, что вообще не собирают никаких данных.

Наш эксперт
Катрин Девайн, руководитель бизнес‑стратегии, под­раз­деле­ние библиотек и музеев Microsoft

Какой долгосрочный урок, по вашему мнению, должен извлечь музейный сектор из 2020#nbsp;года и#nbsp;пандемии? Как она повлияла на цифровую трансформацию музеев и их стратегическое мышление?
Катрин#nbsp;Девайн:#nbsp;Из 2020#nbsp;го­да можно извлечь два главных урока. Во‑первых, музеи могут быть гибкими. При подходе к#nbsp;будущим проектам просто вспомните 2020#nbsp;год и#nbsp;то, что для того чтобы быстро перенастроиться, не обязательно нужен кризис.

И второй вопрос, который стоит задать самому себе: что представляет собой музей за пределами физического здания? Пандемия только подчеркнула уже существующую необходимость диверсифицировать каналы работы культурных учреждений, а#nbsp;также их финансовые источники. Это подразумевает выход за пределы физического опыта и#nbsp;размышления о#nbsp;цифровом опыте за пределами веб‑сайтов. Кроме того, поскольку обучающие виртуальные программы значительно увеличили аудиторию, я#nbsp;надеюсь, что музеи, в#nbsp;свою очередь, признают способность цифровых технологий расширять доступ и#nbsp;дополнять физический опыт. Опыт работы онлайн не обязательно является конкурентом тому, что происходит на месте».

Каким образом музеи могут обеспечить устойчивое пре­обра­зование на основе технологий?
Катрин#nbsp;Девайн:#nbsp;Музеям необходимо переосмыслить технологию и рассматривать её как услугу и нужную для работы вещь, а#nbsp;не как выставочный образец. Для этого музеи должны диверсифицировать свою базу сотрудников и#nbsp;включить в#nbsp;неё тех, кто владеет технологиями. Им также необходимо признать, что технологии быстро меняются и#nbsp;это способствует расширению доступа и#nbsp;снижению стоимости использования. Переосмыслив технологию как полезную вещь, а#nbsp;не как выставочный образец, учреждения могут добиться более устойчивого воздействия на выполнение своих задач. Это также подразумевает, что музеи должны сопротивляться желанию «кодировать» собственные решения и вместо этого полагаться на платформы, то есть на то, как сегодня поставляются почти все решения для каждой от­расли. Это снижает стоимость, а#nbsp;также соответствует способности технологии трансформироваться и#nbsp;обеспечивать устойчивость, поскольку она не зависит от способности отдельного музея постоянно обновляться.

Перевод с английского Ирины Дин.
На фото: Национальная галерея Сингапура. Один из залов галереи DBS Singapore Gallery.
Печатается по: Барометр инноваций. Перевод Ирины Дин (Хохолевой)#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;28#nbsp;–#nbsp;31.
См. также: Цифровая трансформация. Перевод Ирины Дин (Хохолевой)#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;22#nbsp;–#nbsp;27.

Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с#nbsp;Антонием Швиндтом#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;6#nbsp;–#nbsp;9.

Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №3. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №1. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;48#nbsp;–#nbsp;51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;38.

Место силы Ньютона#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №9. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;13#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;50#nbsp;–#nbsp;53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;44#nbsp;–#nbsp;47.