Статьи

NG 200

2024-07-20 14:13
В этом году знаменитая лондонская галерея на Трафальгарской площади отмечает своё 200‑летие. Юбилей отпразднуют обширной программой событий и выставок NG200 (Национальная галерея 200), которая развернётся по всей Великобритании.
В день 200‑летия Национальной галереи, 10#nbsp;мая, в 12#nbsp;музеях и галереях Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии одновременно открываются 12#nbsp;выставок. Каждая посвящена одному из национальных достояний страны, входящих в коллекцию галереи. Некоторые картины, например, «Уилтонский диптих» и «Венера и Марс» Сандро Боттичелли, впервые покидают музей с момента их приобретения. Каждая партнёрская площадка собирается отметить прибытие национального сокровища разно­образ­ны­ми событиями.

Оксфорд
Знаменитый «Уилтонский диптих» (ок.#nbsp;1395#nbsp;–#nbsp;1399), написанный для английского короля Ричарда#nbsp;I, получит временное пристанище в Эшмоловском музее (Ashmolean Museum of Art and Archeology) в галерее «Англия», рядом с хранящимся здесь погребальным покровом Эдуарда#nbsp;ѴII. Короткий фильм знакомит посетителей с диптихом, а специально подготовленный аудиогид более подробно рассказывает о его иконографии и о том, как диптих связан с окружающими арте­фактами.

Бирмингем
«Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» (ок.#nbsp;1615#nbsp;–#nbsp;1617) Артемизии Джентилески выставлен в Галерее Ikon вместе с работой современной дублинской художницы Джесси Джонс, заказанной специально для выставки как ответ на автопортрет Артемизии. Выставка включает в себя звуковые элементы и движущиеся изображения, создающие кинематографическое пространство. В сотрудничестве с дублинской танцевальной компанией Junk Ensemble галерея представит также перформансы‑картины, созданные на основе композиции Артемизии.

Брайтон
Брайтонский музей и художественная галерея (Brighton Museum & Art Gallery) используют знаменитый автопортрет Рембрандта в возрасте 34#nbsp;лет (1640) в специальном проекте и экспозиции фотоклуба: подросткам предлагается креативно ответить на вопрос «А#nbsp;каким будешь ты в 34#nbsp;года?»

Бристоль
Картина Джона Констебла «Телега для сена» (1821) в Бристольском музее и художественной галерее (Bristol Museum & Art Gallery) стала центром выставки пейзажей, охватывающей период от голландских пасторалей XѴII#nbsp;века до современной абстракции и концептуального искусства. Выставка стремится показать, как искусство реагирует на климатический кризис, классовую и гендерную идентичность, колониализм и миграцию.

Аберистуит
Картина Джованни Каналетто «Двор каменотёса» (ок.#nbsp;1725) отправилась в Уэльс, чтобы стать центральным экспонатом на выставке «Идиллия и индустрия» в Национальной библиотеке Уэльса (Llyfrgell Genedlaethol Cymru). Экспозиция воплощает две темы: Уэльс как убежище во время Второй мировой войны (с#nbsp;использованием архивных фотографий сланцевой шахты в карьере Манод, где во время войны размещались картины Национальной галереи) и художественные и тематические связи между живописью и топографией Уэльса, промышленностью и жизнью валлийцев.

Кембридж
Музей Фицуильяма (The Fitzwilliam Museum) выставляет «Венеру и Марса» (ок.#nbsp;1485) Сандро Боттичелли наряду с тремя крупными работами итальянского Возрождения, выполненными в различных техниках.

Эдинбург
Среди великолепной коллекции голландской и фламандской живописи в Национальной галерее Шотландии (National Galleries Scotland) будет выставлена картина Яна Вермеера «Молодая женщина, стоящая у вёрджинела» (1670#nbsp;–#nbsp;1672).

Ньюкасл‑апон‑Тайн
В художественной галерее Laing организована крупная выставка, центральным экспонатом которой стала картина Уильяма Тёрнера «Последний рейс корабля „Отважный“» (1839). Выставка посвящена темам промышленности и ностальгии, а образовательные и просветительские семинары станут частью проекта, посвящённого памяти и наследию разных поколений.

Лестер
Музей и художественная галерея Лестера (Leicester Museum & Art Gallery) выставляют «Зонтики» Пье­ра‑Огюста Ренуара (1886). Картина стала фокусом цифровой инсталляции, использующей звук и#nbsp;анимацию для оживления произведения искусства. Инсталляция отправляет зрителя в путешествие по шумным улицам Парижа 1880‑х годов.

Белфаст
Естественный свет подчёркивает интенсивность и интимность картины Караваджо «Вечеря в Эммаусе» (1601), представленной в Ольстерском музее (Ulster Museum) по соседству с произведениями искусства XX#nbsp;века и современными работами из музейной коллекции.

Ливерпуль
Художественная галерея Уокера (Walker Art Gallery) бросила вызов традиционному прочтению картины Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» (ок.#nbsp;1647#nbsp;–#nbsp;1651), расположив её рядом с#nbsp;неожиданными работами современных женщин‑художниц из коллекции Уокера.

Йорк
Картина Клода Моне «Пруд с кувшинками» (1899) представлена на выставке в Йоркской художественной галерее (York Art Gallery) вместе с основными экспонатами коллекции. Радикальный характер и развитие творчества Моне рассматриваются в контексте его любимых садов в Живерни и богатой традиции французской пленэрной живописи XIX#nbsp;века.

Помимо этого, Национальная галерея организовала передвижную художественную студию «Искусство на выезде». С мая 2024 по май 2025#nbsp;года студия посетит 18#nbsp;мест по всей Великобритании и будет сотрудничать с 24#nbsp;местными художественными учреждениями. В каждом населённом пункте пройдут встречи и события, отвечающие на потребности местных сообществ и способствующие развитию творческих навыков у людей, имеющих наименьший доступ к искусству. Передвижная художественная студия проведёт 200#nbsp;творческих общественных событий, чтобы принести искусство и идеи, вдохновлённые коллекцией Национальной галереи, в самое сердце местных общин. Планируется, что встречи посетят 40#nbsp;тысяч человек.

В столице на Трафальгарской площади пройдёт фестиваль для семейной аудитории, выставка Ван Гога, тематические показы и беседы об искусстве. Здание Национальной галереи также обновилось к своему дню рождения. В частности, изменилась входная группа в крыло Sainsbury Wing и общественная зона.

Материал подготовила и перевела с английского Ирина Дин (Хохолева)#nbsp;. Великобритания#nbsp;. Лондон#nbsp;. Все иллюстрации#nbsp;— The#nbsp;National Gallery, London.

Интересные факты
В отличие от аналогичных музеев в Европе, Национальная галерея не была создана путём национализации существующей королевской коллекции произведений искусства. Все началось с того, что в 1824#nbsp;году британское правительство купило 38#nbsp;картин у наследников Джона Джулиуса Ангерштейна.

После кражи в 1961#nbsp;году картины Франсиско Гойи «Портрет герцога Веллингтона» (1812#nbsp;–#nbsp;1814) галерея наняла сторожевую собаку по кличке Рекс для патрулирования галерей. Четвероногий охранник продолжал службу до октября 1971#nbsp;года.

Во время Второй мировой войны коллекцию вывезли из Лондона и хранили в разных местах, пока не нашли надёжное место в сланцевой шахте в Уэльсе. Условия были идеальными, и произведения искусства пролежали там с 1941 по 1945#nbsp;год. К 1942#nbsp;году галерея решила привозить по одной картине в Лондон, чтобы показывать их в течение месяца. Каждый вечер работы снимали с экспозиции и#nbsp;переносили в подземное хранилище. Так началась традиция «Картина месяца», которая продолжается и сегодня.

В 1900#nbsp;году за зданием галереи находились армейские казармы. Сохранились письма с#nbsp;жалобами на солдат, игравших в футбол. Сохранилась и резолюция руководства галереи: натянуть на окна галереи проволочную сетку, чтобы солдаты могли продолжать играть.

На илл.: Жорж-Пьер Сёра. Купальщики в#nbsp;Аньере. 1884. Холст, масло. 201#nbsp;×#nbsp;301.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). NG 200#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №5. С.#nbsp;47#nbsp;–#nbsp;48.
См. также: Ирина Дин (Хохолева). Зазеркалье Хеттон Лон#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №4. С.#nbsp;52#nbsp;–#nbsp;54.

Ирина Дин (Хохолева). «Это то самое место, где когда‑нибудь у#nbsp;нас будет дом»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №5. С.#nbsp;52#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;80#nbsp;–#nbsp;82.

Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №3. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №1. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Know Know how// Мир Музея. 2024. №2. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;48#nbsp;–#nbsp;51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;38.

Место силы Ньютона#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №9. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;13#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;50#nbsp;–#nbsp;53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;44#nbsp;–#nbsp;47.