В этом году знаменитая лондонская галерея на Трафальгарской площади отмечает своё 200‑летие. Юбилей отпразднуют обширной программой событий и выставок NG200 (Национальная галерея 200), которая развернётся по всей Великобритании.
В день 200‑летия Национальной галереи, 10 мая, в 12 музеях и галереях Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии одновременно открываются 12 выставок. Каждая посвящена одному из национальных достояний страны, входящих в коллекцию галереи. Некоторые картины, например, «Уилтонский диптих» и «Венера и Марс» Сандро Боттичелли, впервые покидают музей с момента их приобретения. Каждая партнёрская площадка собирается отметить прибытие национального сокровища разнообразными событиями.
Оксфорд Знаменитый «Уилтонский диптих» (ок. 1395 – 1399), написанный для английского короля Ричарда I, получит временное пристанище в Эшмоловском музее (Ashmolean Museum of Art and Archeology) в галерее «Англия», рядом с хранящимся здесь погребальным покровом Эдуарда ѴII. Короткий фильм знакомит посетителей с диптихом, а специально подготовленный аудиогид более подробно рассказывает о его иконографии и о том, как диптих связан с окружающими артефактами.
Бирмингем «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» (ок. 1615 – 1617) Артемизии Джентилески выставлен в Галерее Ikon вместе с работой современной дублинской художницы Джесси Джонс, заказанной специально для выставки как ответ на автопортрет Артемизии. Выставка включает в себя звуковые элементы и движущиеся изображения, создающие кинематографическое пространство. В сотрудничестве с дублинской танцевальной компанией Junk Ensemble галерея представит также перформансы‑картины, созданные на основе композиции Артемизии.
Брайтон Брайтонский музей и художественная галерея (Brighton Museum & Art Gallery) используют знаменитый автопортрет Рембрандта в возрасте 34 лет (1640) в специальном проекте и экспозиции фотоклуба: подросткам предлагается креативно ответить на вопрос «А каким будешь ты в 34 года?»
Бристоль Картина Джона Констебла «Телега для сена» (1821) в Бристольском музее и художественной галерее (Bristol Museum & Art Gallery) стала центром выставки пейзажей, охватывающей период от голландских пасторалей XѴII века до современной абстракции и концептуального искусства. Выставка стремится показать, как искусство реагирует на климатический кризис, классовую и гендерную идентичность, колониализм и миграцию.
Аберистуит Картина Джованни Каналетто «Двор каменотёса» (ок. 1725) отправилась в Уэльс, чтобы стать центральным экспонатом на выставке «Идиллия и индустрия» в Национальной библиотеке Уэльса (Llyfrgell Genedlaethol Cymru). Экспозиция воплощает две темы: Уэльс как убежище во время Второй мировой войны (с использованием архивных фотографий сланцевой шахты в карьере Манод, где во время войны размещались картины Национальной галереи) и художественные и тематические связи между живописью и топографией Уэльса, промышленностью и жизнью валлийцев.
Кембридж Музей Фицуильяма (The Fitzwilliam Museum) выставляет «Венеру и Марса» (ок. 1485) Сандро Боттичелли наряду с тремя крупными работами итальянского Возрождения, выполненными в различных техниках.
Эдинбург Среди великолепной коллекции голландской и фламандской живописи в Национальной галерее Шотландии (National Galleries Scotland) будет выставлена картина Яна Вермеера «Молодая женщина, стоящая у вёрджинела» (1670 – 1672).
Ньюкасл‑апон‑Тайн В художественной галерее Laing организована крупная выставка, центральным экспонатом которой стала картина Уильяма Тёрнера «Последний рейс корабля „Отважный“» (1839). Выставка посвящена темам промышленности и ностальгии, а образовательные и просветительские семинары станут частью проекта, посвящённого памяти и наследию разных поколений.
Лестер Музей и художественная галерея Лестера (Leicester Museum & Art Gallery) выставляют «Зонтики» Пьера‑Огюста Ренуара (1886). Картина стала фокусом цифровой инсталляции, использующей звук и анимацию для оживления произведения искусства. Инсталляция отправляет зрителя в путешествие по шумным улицам Парижа 1880‑х годов.
Белфаст Естественный свет подчёркивает интенсивность и интимность картины Караваджо «Вечеря в Эммаусе» (1601), представленной в Ольстерском музее (Ulster Museum) по соседству с произведениями искусства XX века и современными работами из музейной коллекции.
Ливерпуль Художественная галерея Уокера (Walker Art Gallery) бросила вызов традиционному прочтению картины Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» (ок. 1647 – 1651), расположив её рядом с неожиданными работами современных женщин‑художниц из коллекции Уокера.
Йорк Картина Клода Моне «Пруд с кувшинками» (1899) представлена на выставке в Йоркской художественной галерее (York Art Gallery) вместе с основными экспонатами коллекции. Радикальный характер и развитие творчества Моне рассматриваются в контексте его любимых садов в Живерни и богатой традиции французской пленэрной живописи XIX века.
Помимо этого, Национальная галерея организовала передвижную художественную студию «Искусство на выезде». С мая 2024 по май 2025 года студия посетит 18 мест по всей Великобритании и будет сотрудничать с 24 местными художественными учреждениями. В каждом населённом пункте пройдут встречи и события, отвечающие на потребности местных сообществ и способствующие развитию творческих навыков у людей, имеющих наименьший доступ к искусству. Передвижная художественная студия проведёт 200 творческих общественных событий, чтобы принести искусство и идеи, вдохновлённые коллекцией Национальной галереи, в самое сердце местных общин. Планируется, что встречи посетят 40 тысяч человек.
В столице на Трафальгарской площади пройдёт фестиваль для семейной аудитории, выставка Ван Гога, тематические показы и беседы об искусстве. Здание Национальной галереи также обновилось к своему дню рождения. В частности, изменилась входная группа в крыло Sainsbury Wing и общественная зона.
Материал подготовила и перевела с английского Ирина Дин (Хохолева) . Великобритания . Лондон . Все иллюстрации — The National Gallery, London.
Интересные факты В отличие от аналогичных музеев в Европе, Национальная галерея не была создана путём национализации существующей королевской коллекции произведений искусства. Все началось с того, что в 1824 году британское правительство купило 38 картин у наследников Джона Джулиуса Ангерштейна.
После кражи в 1961 году картины Франсиско Гойи «Портрет герцога Веллингтона» (1812 – 1814) галерея наняла сторожевую собаку по кличке Рекс для патрулирования галерей. Четвероногий охранник продолжал службу до октября 1971 года.
Во время Второй мировой войны коллекцию вывезли из Лондона и хранили в разных местах, пока не нашли надёжное место в сланцевой шахте в Уэльсе. Условия были идеальными, и произведения искусства пролежали там с 1941 по 1945 год. К 1942 году галерея решила привозить по одной картине в Лондон, чтобы показывать их в течение месяца. Каждый вечер работы снимали с экспозиции ипереносили в подземное хранилище. Так началась традиция «Картина месяца», которая продолжается и сегодня.
В 1900 году за зданием галереи находились армейские казармы. Сохранились письма сжалобами на солдат, игравших в футбол. Сохранилась и резолюция руководства галереи: натянуть на окна галереи проволочную сетку, чтобы солдаты могли продолжать играть.
На илл.: Жорж-Пьер Сёра. Купальщики в Аньере. 1884. Холст, масло. 201 × 301.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). NG 200 // Мир Музея. 2024. №5. С. 47 – 48.
См. также: Ирина Дин (Хохолева). Зазеркалье Хеттон Лон // Мир Музея. 2024. №4. С. 52 – 54.