Первая экспозиция, посвящённая жизни Исаакиевского собора в годы блокады Ленинграда, была развёрнута в 1994 году в зале Исаакиевского собора. Она состояла из трёх стендов с фотографиями ЛенТАСС, на которых запечатлены собор и работы по защите памятников на Исаакиевской и Сенатской площадях. Также на стендах были показаны утраты живописи, скульптуры и архитектурного убранства, произошедшие во время блокады, и реставрационные работы по их восполнению.
Сергей Окунев, Государственный музей‑памятник «Исаакиевский собор»
Старая экспозиция ни по содержанию, ни по оформлению (тёмно‑серые стенды и чёрно‑белые фотографии) особого интереса у посетителей музея не вызвала. Как показали наблюдения сотрудников музея и выборочный опрос посетителей, это происходило вследствие того, что стенды с плоскостным материалом всегда воспринимаются как дополнительная (вспомогательная) информация, а основное внимание естественным образом сосредотачивалось на художественно‑декоративном убранстве собора.
Всё это было учтено при подготовке экспозиции 2004 года.
Были сформулированы цели и задачи выставки, определены средства их реализации, в частности, размещение выставки там, где проходили события, критический подход к подбору экспонатов, по возможности относящихся к периоду 1941 – 1944 годов, логичность и последовательность изложения текста экскурсии с учётом возрастного, социального и культурного уровня посетителей.
В 1941 году Совет обороны Ленинграда создал на базе музея «Исаакиевский собор» Объединённое хозяйство музеев. Оно включало также пригородные дворцы‑музеи и некоторые музеи города. Предметы из всех этих музеев хранились в здании Исаакиевского собора с 1941 до 1948 годы. При подготовке экспозиции были проведены встречи и консультации с сотрудниками музеев, экспонаты которых хранились в Объединённом хозяйстве музеев, с целью поиска документов и хранившихся в Исаакиевском соборе художественных ценностей.
Плодотворными оказались встречи с сотрудниками Музея обороны Ленинграда. Их опыт по организации подобных выставок в других музеях, школах и местах боевой славы защитников Ленинграда помог решить многие вопросы.
Музеи, входившие в бывшее Объединённое хозяйство, позитивно отнеслись к нашей просьбе передать на временное хранение уцелевшие документы, воспоминания очевидцев тех событий, предметы быта того времени, а также некоторое количество экспонатов из тех 120 тысяч, что хранились в здании Исаакиевского собора.
Среди переданных нам предметов оказалось несколько ящиков, в которых транспортировались и хранились экспонаты. Они были обнаружены в подвалах музея в Царском Селе, причём в одном ящике сохранилось даже сено, в котором была упакована коллекция холодного оружия.
Но размещение выставки в подлинных интерьерах было сопряжено с некоторыми трудностями чисто технического характера. Хотя коридоры в подвалах собора достаточно просторны, они не предназначены для удобного размещения и передвижения больших групп людей. К тому же в подвале расположены служебные помещения и работает несколько десятков сотрудников, обеспечивающих нормальное функционирование музея.
С учётом этого были разработаны специальные правила посещения выставки «Чтобы помнили...» Экскурсии выполняются только по предварительной записи, по официальному письму. Группа экскурсантов формируется не более чем из 15 – 20 человек, иначе возникает сложность в обзоре выставки. Приходится учитывать, что некоторые посетители чувствуют себя некомфортно в «каменном мешке», несмотря на яркое, хотя и искусственное освещение, а также на то, что температура стабилизирована в пределах 20 – 22 °C, влажность — от 40 до 50 %.
Продолжительность экскурсии составляет 35 – 45 минут. С целью обеспечения порядка и безопасности экскурсию сопровождают экскурсовод, смотритель музея и хранитель фондов. Экскурсионные группы формируются на северном портике собора и по винтовой лестнице спускаются в подвал.
Тематически экскурсия состоит из трёх этапов:
— рассказ о людях, хранивших сокровища музейных фондов,
— экспозиция предметов и документов, относящихся к работе Объединённого хозяйства музеев,
— важная роль Исаакиевского собора как главного пункта противовоздушной обороны Ленинграда.
Сначала экскурсовод подводит посетителей к мемориальной гранитной плите. На ней запечатлены фамилии более 100 сотрудников Объединённого хозяйства, работавших здесь в период 1941 – 1945 годов. Возле мемориальной плиты рассказывается о том, что в самую тяжелую и страшную зиму 1941–1942 годов именно здесь, в подвале, на нарах жили более 50 человек — хранителей из пригородных дворцов‑музеев, разместить их по‑другому не удалось. Уже в ноябре подвал стал холодной, тёмной, сырой пещерой, нахождение в которой было переносить не легче, чем 20‑градусный мороз на улице. Не было возможности приготовить пищу, согреться или хотя бы высушить одежду и то, на чём и под чем они спали. Эту зиму не удалось пережить более чем 20 сотрудникам. Среди взрослых в этих условиях жили дети дошкольного возраста. Это были дети Вейса — Гарик и Рита. К счастью, весной 1942 года они были вывезены по Дороге жизни, а Алёша Туров с мамой получили комнату и до конца блокады оставались в городе. Все трое присутствовали на открытии выставки в 2004 году, многое рассказали о тех годах и сейчас остаются нашими частыми гостями.
Далее по ходу экскурсии представлена единственная групповая фотография сотрудников в подвале, сделанная в ноябре 1941 года. Рядом, в витринах, — письма детей в осаждённый Ленинград, фронтовые письма‑треугольники, документы сотрудников, а также неотоваренные карточки на сахар и масло, которых не было в городе в самые тяжелые месяцы зимы 1941 – 1942 годов. Тут же выставлено несколько небольших книжек со стихами, рассказами и очерками из двух с половиной тысяч изданий, напечатанных в блокадном Ленинграде. Подчёркивается желание горожан наперекор всему сохранить силу духа и победить врага во что бы то ни стало.
Экскурсия продолжается в помещении «хранилища» — комнаты, где архитектор собора О. Монферран предполагал создать «катакомбный храм». В витринах представлены предметы, пережившие блокаду: вал, на котором хранились живописные полотна, ящики от экспонатов, предметы мебели, учётные документы. Уже после открытия выставки мы разместили в экспозиции основную часть маятника Фуко (бронзовый шар весом 54 кг). О нём часто спрашивали пожилые жители города, да и молодёжь им интересовалась, ведь он долгое время был одним из символов музея в Исаакиевском соборе.
Далее посетителям показывают небольшое помещение — «Комнату хранителя». В ней воссоздана обстановка того времени из вещей, сохранившихся в музее со времён войны: мебель, радиотарелка, пишущая машинка, счёты, телефонный аппарат, лампа‑коптилка, печь‑буржуйка, термогигрограф, письменный прибор. Все эти предметы, кроме буржуйки, в рабочем состоянии. Здесь посетителей знакомят ещё с одной малоизвестной страницей из истории собора блокадного времени, когда он являлся центральным постом противовоздушной обороны. На крыше собора были установлены системы узконаправленных поворотных рупоров, где круглые сутки дежурили «слухачи» — люди с обострённым слухом, обычно девушки с музыкальным образованием и слабовидящие, призванные на военную службу.
По их команде зенитные батареи открывали заградительный огонь по самолётам врага, летящим ночью без огней, заставляя их нарушить строй и высоту полета, что резко снижало возможность прицельного бомбометания. За вклад в борьбу с врагом все «слухачи» были награждены боевыми орденами и медалями. В ходе реставрационных работ на чердаке собора были найдены солдатский котелок, фляга и газета «Балтиец» за 1943 год, также ставшие экспонатами выставки. Собор надёжно охранялся военными, и враг ничего не знал о выдающейся роли собора в обороне города.
Экскурсия заканчивается осмотром двух витрин, где выставлены награды защитников города, юбилейные медали, значки, фотографии.
Выставка открывает новую страницу истории Исаакиевского собора. Она пользуется успехом и популярностью не только у жителей блокадного Ленинграда и ветеранов, но и у людей всех возрастов.
Часто после окончания экскурсии возникает свободная беседа, иногда длящаяся более получаса. В ходе общения с посетителями сотрудники музея отвечают на самые разнообразные вопросы, иногда выслушивают очень интересные воспоминания.
Учитывая важность исторического и патриотического воспитания, был создан специальный отдел для работы с молодёжью по программе «Музей — школе», который оказался очень востребованным. Для нас стал даже несколько неожиданным тот интерес, который возникает у ребят — практически с третьего класса — к выставке, и то внимание, с которым они слушают экскурсовода, задают вопросы. За год только по этой программе мы проводим более 100 экскурсий. В процессе работы совершенствуется текст и подача материала с учётом возраста и интересов посетителей.
Частый гость выставки — знаменитый писатель Даниил Гранин. Он считает, что найдено очень удачное сочетание формы и содержания нашей выставки, текста экскурсии и подачи материала. Его отзыв о выставке запечатлён на бронзовой доске, размещённой рядом с мемориальной гранитной
плитой.
г. Санкт‑Петербург
См. также третью страницу обложки.
Всё это было учтено при подготовке экспозиции 2004 года.
Были сформулированы цели и задачи выставки, определены средства их реализации, в частности, размещение выставки там, где проходили события, критический подход к подбору экспонатов, по возможности относящихся к периоду 1941 – 1944 годов, логичность и последовательность изложения текста экскурсии с учётом возрастного, социального и культурного уровня посетителей.
В 1941 году Совет обороны Ленинграда создал на базе музея «Исаакиевский собор» Объединённое хозяйство музеев. Оно включало также пригородные дворцы‑музеи и некоторые музеи города. Предметы из всех этих музеев хранились в здании Исаакиевского собора с 1941 до 1948 годы. При подготовке экспозиции были проведены встречи и консультации с сотрудниками музеев, экспонаты которых хранились в Объединённом хозяйстве музеев, с целью поиска документов и хранившихся в Исаакиевском соборе художественных ценностей.
Плодотворными оказались встречи с сотрудниками Музея обороны Ленинграда. Их опыт по организации подобных выставок в других музеях, школах и местах боевой славы защитников Ленинграда помог решить многие вопросы.
Музеи, входившие в бывшее Объединённое хозяйство, позитивно отнеслись к нашей просьбе передать на временное хранение уцелевшие документы, воспоминания очевидцев тех событий, предметы быта того времени, а также некоторое количество экспонатов из тех 120 тысяч, что хранились в здании Исаакиевского собора.
Среди переданных нам предметов оказалось несколько ящиков, в которых транспортировались и хранились экспонаты. Они были обнаружены в подвалах музея в Царском Селе, причём в одном ящике сохранилось даже сено, в котором была упакована коллекция холодного оружия.
Но размещение выставки в подлинных интерьерах было сопряжено с некоторыми трудностями чисто технического характера. Хотя коридоры в подвалах собора достаточно просторны, они не предназначены для удобного размещения и передвижения больших групп людей. К тому же в подвале расположены служебные помещения и работает несколько десятков сотрудников, обеспечивающих нормальное функционирование музея.
С учётом этого были разработаны специальные правила посещения выставки «Чтобы помнили...» Экскурсии выполняются только по предварительной записи, по официальному письму. Группа экскурсантов формируется не более чем из 15 – 20 человек, иначе возникает сложность в обзоре выставки. Приходится учитывать, что некоторые посетители чувствуют себя некомфортно в «каменном мешке», несмотря на яркое, хотя и искусственное освещение, а также на то, что температура стабилизирована в пределах 20 – 22 °C, влажность — от 40 до 50 %.
Продолжительность экскурсии составляет 35 – 45 минут. С целью обеспечения порядка и безопасности экскурсию сопровождают экскурсовод, смотритель музея и хранитель фондов. Экскурсионные группы формируются на северном портике собора и по винтовой лестнице спускаются в подвал.
Тематически экскурсия состоит из трёх этапов:
— рассказ о людях, хранивших сокровища музейных фондов,
— экспозиция предметов и документов, относящихся к работе Объединённого хозяйства музеев,
— важная роль Исаакиевского собора как главного пункта противовоздушной обороны Ленинграда.
Сначала экскурсовод подводит посетителей к мемориальной гранитной плите. На ней запечатлены фамилии более 100 сотрудников Объединённого хозяйства, работавших здесь в период 1941 – 1945 годов. Возле мемориальной плиты рассказывается о том, что в самую тяжелую и страшную зиму 1941–1942 годов именно здесь, в подвале, на нарах жили более 50 человек — хранителей из пригородных дворцов‑музеев, разместить их по‑другому не удалось. Уже в ноябре подвал стал холодной, тёмной, сырой пещерой, нахождение в которой было переносить не легче, чем 20‑градусный мороз на улице. Не было возможности приготовить пищу, согреться или хотя бы высушить одежду и то, на чём и под чем они спали. Эту зиму не удалось пережить более чем 20 сотрудникам. Среди взрослых в этих условиях жили дети дошкольного возраста. Это были дети Вейса — Гарик и Рита. К счастью, весной 1942 года они были вывезены по Дороге жизни, а Алёша Туров с мамой получили комнату и до конца блокады оставались в городе. Все трое присутствовали на открытии выставки в 2004 году, многое рассказали о тех годах и сейчас остаются нашими частыми гостями.
Далее по ходу экскурсии представлена единственная групповая фотография сотрудников в подвале, сделанная в ноябре 1941 года. Рядом, в витринах, — письма детей в осаждённый Ленинград, фронтовые письма‑треугольники, документы сотрудников, а также неотоваренные карточки на сахар и масло, которых не было в городе в самые тяжелые месяцы зимы 1941 – 1942 годов. Тут же выставлено несколько небольших книжек со стихами, рассказами и очерками из двух с половиной тысяч изданий, напечатанных в блокадном Ленинграде. Подчёркивается желание горожан наперекор всему сохранить силу духа и победить врага во что бы то ни стало.
Экскурсия продолжается в помещении «хранилища» — комнаты, где архитектор собора О. Монферран предполагал создать «катакомбный храм». В витринах представлены предметы, пережившие блокаду: вал, на котором хранились живописные полотна, ящики от экспонатов, предметы мебели, учётные документы. Уже после открытия выставки мы разместили в экспозиции основную часть маятника Фуко (бронзовый шар весом 54 кг). О нём часто спрашивали пожилые жители города, да и молодёжь им интересовалась, ведь он долгое время был одним из символов музея в Исаакиевском соборе.
Далее посетителям показывают небольшое помещение — «Комнату хранителя». В ней воссоздана обстановка того времени из вещей, сохранившихся в музее со времён войны: мебель, радиотарелка, пишущая машинка, счёты, телефонный аппарат, лампа‑коптилка, печь‑буржуйка, термогигрограф, письменный прибор. Все эти предметы, кроме буржуйки, в рабочем состоянии. Здесь посетителей знакомят ещё с одной малоизвестной страницей из истории собора блокадного времени, когда он являлся центральным постом противовоздушной обороны. На крыше собора были установлены системы узконаправленных поворотных рупоров, где круглые сутки дежурили «слухачи» — люди с обострённым слухом, обычно девушки с музыкальным образованием и слабовидящие, призванные на военную службу.
По их команде зенитные батареи открывали заградительный огонь по самолётам врага, летящим ночью без огней, заставляя их нарушить строй и высоту полета, что резко снижало возможность прицельного бомбометания. За вклад в борьбу с врагом все «слухачи» были награждены боевыми орденами и медалями. В ходе реставрационных работ на чердаке собора были найдены солдатский котелок, фляга и газета «Балтиец» за 1943 год, также ставшие экспонатами выставки. Собор надёжно охранялся военными, и враг ничего не знал о выдающейся роли собора в обороне города.
Экскурсия заканчивается осмотром двух витрин, где выставлены награды защитников города, юбилейные медали, значки, фотографии.
Выставка открывает новую страницу истории Исаакиевского собора. Она пользуется успехом и популярностью не только у жителей блокадного Ленинграда и ветеранов, но и у людей всех возрастов.
Часто после окончания экскурсии возникает свободная беседа, иногда длящаяся более получаса. В ходе общения с посетителями сотрудники музея отвечают на самые разнообразные вопросы, иногда выслушивают очень интересные воспоминания.
Учитывая важность исторического и патриотического воспитания, был создан специальный отдел для работы с молодёжью по программе «Музей — школе», который оказался очень востребованным. Для нас стал даже несколько неожиданным тот интерес, который возникает у ребят — практически с третьего класса — к выставке, и то внимание, с которым они слушают экскурсовода, задают вопросы. За год только по этой программе мы проводим более 100 экскурсий. В процессе работы совершенствуется текст и подача материала с учётом возраста и интересов посетителей.
Частый гость выставки — знаменитый писатель Даниил Гранин. Он считает, что найдено очень удачное сочетание формы и содержания нашей выставки, текста экскурсии и подачи материала. Его отзыв о выставке запечатлён на бронзовой доске, размещённой рядом с мемориальной гранитной
плитой.
г. Санкт‑Петербург
См. также третью страницу обложки.
* Сергей Окунев — победитель конкурса журнала «Мир музея» «За лучшую инициативу в сфере музейного дела» 2016 года.
Печатается по: Окунев С. «Чтобы помнили...» // Мир Музея. 2015. №2. С.2–7.
См. также:
«Мы не можем не жить жизнью усадьбы». Беседа Алексея Пищулина с Натальей Поленовой // Мир Музея. 2017. №5. С.10–12
Лучший гид России. Беседа Алексея Пищулина с Анастасией Чернобровиной // Мир Музея. 2018. №7. С.2–5.
Спасая Север, спасём себя. Беседа Алексея Пищулина с Митчеллом Джонсоном // Мир Музея. 2019. №5. С.8–9.
Жить достойно. Беседа Алексея Пищулина с Митчеллом Джонсоном // Мир Музея. 2020. №11. С.8–9.
«Мы сейчас меняем ход истории». Беседа Ксении Сергазиной с Дмитрием Кузнецовым и Ниной Матвеевой // Мир Музея. 2022. №6. С.2–4.
Пищулин А. Памяти Вяземского десанта // Мир Музея. 2022. №2. С.10–14.
Дин (Хохолева) И. Когда мы были союзниками // Мир Музея. 2020. №5. С.20–24.
«Мы не можем не жить жизнью усадьбы». Беседа Алексея Пищулина с Натальей Поленовой // Мир Музея. 2017. №5. С.10–12
Лучший гид России. Беседа Алексея Пищулина с Анастасией Чернобровиной // Мир Музея. 2018. №7. С.2–5.
Спасая Север, спасём себя. Беседа Алексея Пищулина с Митчеллом Джонсоном // Мир Музея. 2019. №5. С.8–9.
Жить достойно. Беседа Алексея Пищулина с Митчеллом Джонсоном // Мир Музея. 2020. №11. С.8–9.
«Мы сейчас меняем ход истории». Беседа Ксении Сергазиной с Дмитрием Кузнецовым и Ниной Матвеевой // Мир Музея. 2022. №6. С.2–4.
Пищулин А. Памяти Вяземского десанта // Мир Музея. 2022. №2. С.10–14.
Дин (Хохолева) И. Когда мы были союзниками // Мир Музея. 2020. №5. С.20–24.
На фото: Часть экспозиции в подвале Исаакиевского собора. Кабинет директора и главного хранителя.